?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Когда-то давным-давно…
А точнее в 90х, в первые годы Украинской независимости, все платили налоги кто как хотел :)))
В те времена Киев не ставил перед налоговой конкретных задач по наполнению бюджета не доводил каких либо планов и в результате с бюджетом был полный песец толстая полярная лисичка.
Предприятия декларировали суммы налогов но в бюджет их платить не спешили.
Тоже самое касалось и сумм налогов и штрафов до начисленных по актам проверок. Уровень их уплаты в бюджет составлял что-то в районе 5-20%.
Задолженности перед бюджетом росли, но взыскивать их никто не спешил хотя бы ввиду отсутствия каких либо механизмов четко прописанных в законе.



Думаю многие помнят это время и о том насколько тогда задерживали зарплаты бюджетникам.

Примерно в 1998 году правительство наконец-то опомнилось и довело налоговикам план по поступлениям в бюджет.
Каждый месяц начальнику инспекции доводилась цифра - поступление каких сумм он обязан обеспечить в государственный и местный бюджеты.

Дело в том что налоги и сборы у нас платятся в два бюджета. Часть в государственный бюджет и эти деньгами распоряжается правительство, а часть в местные бюджеты и ими распоряжаются территориальные громады городов, и сел.

Так на сегодня в местные бюджеты поступают:
- налог на недвижимое имущество отличающее от земельных участков
- единый налог
- сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (в простонародье плата за патенты)
- сбор за парковку;
- туристический сбор.

Остальные налоги и сборы (всего их 18 штук) поступают в государственный бюджет Украины.

Но вернемся к 90м.
Доведя план по поступлениям в бюджет с начальников налоговых инспекций стали требовать его выполнения.
Примерно в это же время озаботились взысканием задолженностей и начали принимать различные нормативные документы на этот счет.
Например начали описывать имущество и товар должников и накладывать запрет на его отчуждение (реализацию).
Часть имущества стали описывать и изымать для продажи на бирже, а полученные деньги направляли на погашение долгов по налогам.
При этом на предприятии создавался налоговый пост который разрешал отгрузку товара только при условии уплати налогов связанных с его реализацией что бы не создавался новый налоговый долг.
Очень хорошо помню как я меня, кажется в 1999 году, назначили на один из таких налоговых постов на предприятий НАК «Нафтогаз Украины». Ну а я сдуру взял и сразу описал товарно-материальных ценностей на 48 миллионов при долге предприятия в 55 миллионов.
Никто не ожидал от меня такого рвения :) был скандал :)))).

В общем машина по наполнению бюджета завертелась и стала набирать обороты.
Каждый год планы по поступлениям в бюджет увеличивались, а за их невыполнение спрашивали с начальников инспекций все жёстче и жёстче.

Однако, планы росли все больше и больше и начала складываться ситуация когда одни предприятия платили, а другие по прежнему продолжали минимизировать свои налоговые обязательства и уклонятся от уплаты налогов.

Для того что бы выровнять ситуацию кроме доведения планов по сбору денег в бюджет придумали такую штуку как налоговая нагрузка.
Киев стал требовать от налоговиков что бы они обеспечивали поступления например по НДС от каждого предприятия не меньше 1% от его месячного оборота.
Продал товара на 100 тыс.грн. будь любезен перечислить в бюджет не меньше 1 000 грн.

Правительство рассудило то если у бизнеса будет возможность он минимизирует 100% того что должен уплатит в бюджет и бюджет получит ноль.
В результате была создана система постановки задач по наполнению бюджета когда налоговая была вынуждена идти к бизнесу и использую те или иные рычаги договариваться убеждая его в необходимости заплатить тот минимум который требует руководство страны, а потом уж минимизировать и уклонятся сколько влезет.
Альтернатива для несогласных попасть в условия при которых предприятие просто не сможет работать.

А теперь хочу развенчать некоторые мифы.

Миф номер один.
Наполнение бюджета за счет штрафов.

Бытует мнение, что налоговая активно штрафует и доначисляет налоги что бы наполнить бюджет. Это не так.
За счет доначислений в результате проверок налогов и штрафов в бюджет поступает около 10% всех платежей.
Остальные 90% это то что предприятия сами задекларировали и сами заплатили (пускай и в результате давления со стороны налоговой).
В течении последних лет был взят курс на сокращение плановых проверок. В результате этого предприятия с годовым оборотом меньше 10-20 миллионов могут работать без проверки по несколько лет.

Но для каждого района этот уровень свой.
Так для городского района могут быть не интересны предприятия с оборотом меньше 10 миллионов, а для какого-то райцентра предприятие с оборотом в 1 миллион уже будет достаточно крупным для ежегодной проверки.

Вместе с тем кроме плановых проверок налоговая проводи внеплановые связанные в основном с отработкой «налоговых ям» и «транзитеров» под эти проверки может попасть кто угодно не зависимо от оборота. Достаточно поработать с фиктивным предприятием и к вам рано или поздно но наверняка придут.

Миф второй.
Средний и мелкий бизнес - кормильцы.

Бизнесмены средней руки почему искренни уверены что они кормят страну но это далеко не так.
За счет самых крупных предприятий (так называемых больших плательщиков налогов) в бюджет поступает около 70% всех налогов. За счет средних около 20% и мелочь дает в бюджет не более 10% всех поступлений.

Как узнать что вы крупный плательщик?
Да очень просто. Если вы находитесь на учете не в обычной районной инспекции, а в специализированой инспекции по обслуживанию крупных плательщиков то вы крупный :)))
Если стоите на учете в обычной инспекции то по меркам страны вы в лучшем случае средний.
Но при этом для этой отдельно взятой инспекции, где вы стоите на учете, вы конечно можете быть и крупным :)))

Миф третий.
Единщики наполняют бюджет.

Отнюдь.
Предприниматели плательщики единого налога делятся на несколько групп. Самые многочисленные первая и вторая группа для которые установлена фиксированная сумма единого налога.
Единщик первой группы платит в бюджет 122 грн. в месяц независимо от полученного дохода, а единщик второй группы 244 грн. в месяц.
Всего предпринимателей единщиков 1й группы в стране около 300 тыс.чел.. а второй 720 тыс.чел. Плательщиков третьей 250 тыс.чел. но они платят 5 % т оборота а это может быть как 100 грн. так и 10 000 в месяц так что посчитать не получится, а статистики по поступлениям у меня нет . Есть еще и пятая группа но я этих никогда в живую даже не видел :)))

В общем считаем:
122х300 т.= 36,6 млн.грн.
244х720 т.= 175,7 млн.грн.

Пускай от остальных групп поступает еще 20 млн.грн. В общем, в целом около 220 миллионов в месяц.
По меркам Украины это копейки да и поступают эти деньги не в Государственный, а в Местный бюджет территориальным громадам которые их и пилят.
Так что если брать с точки зрения наполнения госбюджета стране от существования плательщиков единого налога ни холодно ни жарко.

Если хотите еще что-то узнать о налоговой спрашивайте я отвечу :))))

Метки:

promo zarajsky march 25, 2016 08:00 48
Buy for 50 tokens
У тех кто только-только пришел в ЖЖ сразу возникает два вопроса: 1) Кого мне здесь читать? Как их найти? 2) Где взять тех кто будет читать мой блог? Сегодня я расскажу о нескольких самых простых способах поиска друзей, которые вы можете использовать буквально в первые дни вашего появления в…

Комментарии

( 35 комментариев — Оставить комментарий )
sfw0
6 июн, 2014 09:02 (UTC)
>>Так что если брать с точки зрения наполнения госбюджета стране от существования плательщиков единого налога ни холодно ни жарко.

но есть же не только точка зрения наполнения госбюджета.
Еще рабочие места и развитие малых секторов экономики и самозанятость. Это все позитивные моменты.
zarajsky
6 июн, 2014 09:14 (UTC)
Де безусловно так и есть.
Как предприниматели единщики как минимум обеспечивают сами себя работой избавляя государство от необходимости платить им пособие по безработице :)
Но я ведь рассказывал о том как наполняется бюджет и предвидя такое возражение специально написал "с точки зрения наполнения госбюджета" :))

ЗЫ. Да я и сам кстати предприниматель единщик :)

Edited at 2014-06-06 09:15 (UTC)
vaycartana
6 июн, 2014 09:21 (UTC)
Насколько я понимаю, такая ситуация во многих странах мира. Отец рассказывает - хрен его знает сколько я плачу, но думаю что мой юрист перестраховывается и переплачивает. По крайней мере я налоговую нагрузку не чувствую. И таких как он много. Они никому нафиг не нужны. Пособие не требуют и ладно.
zarajsky
6 июн, 2014 09:44 (UTC)
Странно. :)) Обычно предприниматели знают сколько они платят.
А переплачивать ИМХО это неправильно.
vaycartana
6 июн, 2014 10:19 (UTC)
Американы, они такие. Тут в чем хитрость на самом деле они все не доплачивают, 5% налог с продаж никто не платит. Но каждый считает, что соседи платят меньше. В конце отчетного периода лоер подает среднеотфонарный отчет, который заведомо ниже. А проверять это дело насколько я понял себе дороже выходит.
(no subject) - zarajsky - 6 июн, 2014 10:43 (UTC) - Развернуть
(no subject) - vaycartana - 6 июн, 2014 10:58 (UTC) - Развернуть
(no subject) - zarajsky - 6 июн, 2014 13:00 (UTC) - Развернуть
lorer_denis
6 июн, 2014 09:24 (UTC)
Жил-был себе ЧП-шник (вроде б даже не "единщик", а плательщик НДС). Решил он вдруг бизнес свернуть, а ЧП - закрыть. Долго ли, коротко ли, мотался в районную налоговую в те места, где сейчас постреливают, приносил нужные бумажки, оплачивал платежи. Вроде сказали, что все в порядке, ЧП закрыто. И прошло с тех пор 3 года.
А теперь - внимание - вопрос: может ли экс-ЧПшник возрадоваться, вскричать: "Меня 3 года нет уже, поцелуйте меня в Ж!" и торжественно сжечь полквартиры документов? Или через 3 года, как он, наивный, думает, срок исковой давности не истекает, и все еще можно ждать проверку налоговую, как Дункан МкЛауд, из небытия восставшую? Спасибо!
zarajsky
6 июн, 2014 09:43 (UTC)
А ЧПшник только в налоговую ходил или в Регистрационную службу (палату) тоже.
Если да то у него из регистрационной службы должна быть красивая бумажка в которой написано что он закрыт нафиг.
При наличии такой бумажки можно все жечь даже не дожидаясь прошествии трех лет.
Как вариант топаем сюда http://irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html вводим код ЧПшника и читаем что там написано.
Если написано что он закрыт то все пучком, Если только "В стані припинення" то что-то этот ЧПшник в свое время не доделал. И надо бы доделывать.
(no subject) - lorer_denis - 6 июн, 2014 10:08 (UTC) - Развернуть
(no subject) - danmer - 6 июн, 2014 12:48 (UTC) - Развернуть
(no subject) - zarajsky - 6 июн, 2014 13:00 (UTC) - Развернуть
(no subject) - danmer - 6 июн, 2014 19:45 (UTC) - Развернуть
(no subject) - zarajsky - 7 июн, 2014 05:49 (UTC) - Развернуть
(no subject) - rimlyanin - 9 июл, 2014 08:15 (UTC) - Развернуть
(no subject) - zarajsky - 9 июл, 2014 19:19 (UTC) - Развернуть
danmer
6 июн, 2014 12:49 (UTC)
по поводу второго мифа, я такой трактовки не встречал - только наоборот, что мол надо развивать, чтобы кормили, а то сейчас их мало и если с "тяжами" что-то случится - то всему ппц))
zarajsky
6 июн, 2014 12:58 (UTC)
Если с тяжами что-то случится то действительно всему будет пиздец :))
Я не совсем понимаю как и до какой степени нужно развить середняк и мелочь что бы хотя б уровнять их с крупняком.

У нас вообще очень интересно выстроена налоговая система.
Зачастую львиную долю поступлений дают ресурсные налоги такие как налог на землю, рента и прочие сборы связанные с разработкой недр (той же газодобычей).
Налог на доходи физ лиц тоже занимает очень большую долю. Но НДФЛ это в первую очередь с з.п. и если крупняк перестанет ее платить эта статья накроется медным тазом.
danmer
6 июн, 2014 19:43 (UTC)
я уверен, что если сделать вменяемые налоги на зп - и все, кто платит конвертами и серыми схемами начнут платить их - то будет громадный прирост.)
сейчас в самом крайнем случае - ФОП, а так большинство вообще налом платит. во всяком случае в Киеве...
(no subject) - zarajsky - 7 июн, 2014 05:52 (UTC) - Развернуть
(no subject) - danmer - 8 июн, 2014 12:35 (UTC) - Развернуть
(no subject) - zarajsky - 9 июн, 2014 05:59 (UTC) - Развернуть
(no subject) - danmer - 9 июн, 2014 11:47 (UTC) - Развернуть
(no subject) - danmer - 8 июн, 2014 12:36 (UTC) - Развернуть
(no subject) - zarajsky - 9 июн, 2014 05:58 (UTC) - Развернуть
(no subject) - danmer - 9 июн, 2014 11:44 (UTC) - Развернуть
futinuti1
8 июн, 2014 22:38 (UTC)
Кто это Вам про существование таких мифов рассказал?
zarajsky
9 июн, 2014 05:52 (UTC)
Мифы это то что я слышал от разных людей на протяжении многих лет "Мы кормим страну", "Мы наполняем бюджет" и т.п.
Или что вы имели ввиду?
futinuti1
9 июн, 2014 06:43 (UTC)
То, что Вы написали в Блоге все верно. Только это очевидные факты. Ну может быть окромя штрафов- 10%, это огромный кусок пирога. А курс на сокращения плановых проверок - это уже Ваш миф. Сейчас по каждому поводу, налоговые встречки проводят + ввели налоговые нагрузки.
(no subject) - zarajsky - 9 июн, 2014 07:59 (UTC) - Развернуть
(no subject) - futinuti1 - 9 июн, 2014 09:15 (UTC) - Развернуть
(no subject) - zarajsky - 9 июн, 2014 12:16 (UTC) - Развернуть
prostolenna
9 июн, 2014 10:08 (UTC)
С меня хватит капиталистического рая!
Прикольное видео - неожиданное и сложное для понимания

zarajsky
9 июн, 2014 13:16 (UTC)
Re: С меня хватит капиталистического рая!
Матрица :)))
( 35 комментариев — Оставить комментарий )