?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Статья из журнала Советское фото за 1934 год.

В споре о «Лейке» (1) в разной мере неправы те, кто считает «Лейку» лучшим вооружением фоторепортера, и те, кто ее целиком отрицают и ставят вопрос об отказе от «Лейки».

Наиболее правильным мы считаем такое решение вопроса:

«Лейка» абсолютно незаменима для съемок в далеких и продолжительных экскурсиях или экспедициях, в арктическом походе и т. п., — «Лейка» незаменима там, где снаряжение фотосъемщика, его аппаратура, съемочный материал должны занять минимальное место и иметь минимальный вес.

«Лейка» незаменима и во всех тех случаях, когда фотосъемочное вооружение должно быть пущено в ход с максимальной быстротой. Такие случаи бывают и не в далеких экспедициях, а, скажем, при каких-либо встречах на вокзале, когда фоторепортеру приходится двигаться в толпе, когда он быстро должен менять точку съемки, снимать с поднятых рук и т. п.

Наконец, «Лейкой» и только «Лейкой» приходится пользоваться тогда, когда самым чувствительным негативным материалом, которым располагает фоторепортер для данной съемки, является леечный негативный материал, леечная пленка.

Недостатки «Лейки»: она, как правило, даже в руках самых опытных мастеров не даст глубины, скрадывает объем, почти полностью убивает тонкие световые нюансы. Превосходные в композиционном отношении кадры таких мастеров «Лейки», как Игнатович и Лангман, являются как правило крупноплановыми плоскостными кадрами, — выразительность композиции достигается у них исключительно художественным расположением плоскостей, фактуры в снимках почти нет, свет и тени даются широкими плоскостями. Сочнее и мягче в световых отношениях сделаны лучшие леечные работы Штеренберга, Кудоярова, Маркова-Гринберга.

Еще один общий недостаток: работа на «Лейке» «подрывает творческую дисциплину», если так можно выразиться, развращает увлекающегося фотоработника. «Лейка» предоставляет возможность в короткий срок сделать огромное число снимков. Недисциплинированный, увлекающийся съемщик, пользуясь этим качеством «Лейки», перестает продумывать композиции отдельных кадров, перестает владеть собою, начинает щелкать на «авось», наугад, — «нащелкаю много, авось, что-нибудь хорошее потом подберу». Случайно хорошее редко получается, и работающий таким образом фоторепортер не только останавливается в росте, но и легко катится назад.

Особые недостатки «Лейки» в условиях союзфотовской работы: увеличение с «Лейки» гораздо сложнее увеличения со стекла (2). Конечно, крупные мастера со своих превосходно сделанных в техническом отношении леечных негативов могут «вытянуть» довольно приличный отпечаток 50×60 и даже больше, но при массовой печати, при наличии средней квалификации кадров печатников (как это имеет место на фабрике фотопечати Союзфото) увеличение 24×30, 30×40 дается с трудом.

Материал принимается редакцией Союзфото в негативах. Отбор леечных негативов, определение их качеств значительно более сложен по сравнению с отбором и определением качеств негатива на стекле или крупной пленке. Опытнейшие редакторы при выборе леечных негативов допускают грубые ошибки, тиражируют вещи, которые потом приходится полностью браковать. Пересылка и хранение леечного негатива как будто проще — леечный негатив не бьется. Но он изнашивается, царапается, «залапывается» и приходит, в конечном счете, в полную негодность раньше негатива на стекле.

Из сказанного о «Лейке», по-моему, ясны недостатки и достоинства фотоаппаратуры со стеклом и крупной пленкой. Не случайно, что за границей «Лейка» так и не привилась как репортерский фотоаппарат, там фоторепортеры предпочитают камеры больших размеров, до 13×18, там «Лейка» остается любительской камерой. Мы стараемся поставить советского фоторепортера в лучшие условия работы, чем условия работы буржуазного фоторепортера и в связи с этим, наряду с клапп-камерой (3) и другой аппаратурой, допускаем «Лейку», даже рекомендуем ее в некоторых перечисленных выше случаях, но с оговоркой: бери «Лейку» только тогда, когда не можешь взять другого фотоаппарата, когда некуда его девать, нет возможности тащить с собой запас пластинок, когда ты не будешь располагать временем для развертывания обычной камеры.

Однако помни: что бы ты ни снимал (если вообще ты умеешь снимать), у тебя на стекле выйдет лучше, чем на «Лейке». И Памир, и знойную Каракумскую пустыню, и Красную площадь, залитую массами, освещаемую мягкими лучами солнца, только что пробившегося сквозь облака, ты сможешь шире, объемнее, выразительнее, сочнее показать при съемке на стекле или крупной пленке, и в редакции безошибочнее из сделанного тобою материала отберут лучший материал.

Исходя из этих положений, редакция Союзфото со второй половины 1933 г. вооружает своих лучших фоторепортеров «Лейкой» и тропическим Неттелем (4), старается по возможности регулировать пользование «Лейкой», решительно борется с «установкой» некоторых фоторепортеров — «работать только на «Лейке».

Еще несколько доводов против «Лейки»: опыт показал, что не следует начинать учиться фотосъемке на «Лейке», не следует «переходить на «Лейку», еще не овладев в совершенстве фотосъемкой на универсалке (5) и клапп-камере. Фоторепортеры, рано перешедшие на «Лейку», как правило, медленнее растут и не используют всех возможностей «Лейки».

Мода на «Лейку» прошла. Изживается мнение, еще недавно распространенное среди московских фоторепортеров (не говоря уж о периферии), что первоклассным фоторепортером является только тот, который работает на «Лейке».

Повторяем, это не значит: «Лейка» не нужна, долой «Лейку», — это означает: не увлекайтесь «Лейкой», помните о ее больших недостатках, об огромных трудностях овладения всеми ее достоинствами, в совершенстве овладевайте универсалкой и клапп-камерой.
Примечания:
Источник: журнал "Советское фото" N4, 1934 г.

1) -- Под "Лейкой" в данной статье не следует понимать исключительно продукцию фирмы Leitz. Имеется в виду вообще малоформатная пленочная фототехника, которая на тот момент была фактически представлена только моделями "Леек".
2) -- "Стеклом" -- здесь: стеклянным фотопластинкам и соответствующей крупноформатной фототехнике.
3) -- Клапп-камера -- тип небольшого складывающегося фотоаппарата без откидной доски, передняя объективная часть камеры соединяется с корпусом при помощи распорок, мех одинарного растяжения. Затвор может быть как щелевым (фокальным), так и центральным (апертурным). Отечественные примеры: "Репортер", "Турист".
4) -- Под "тропическим Неттелем" имеется в виду складные (с "ножницами") ящичные фотоаппараты тропического исполнения -- "Nettel Tropen" производства Contessa-Nettel Camerawerk -- подразделения фирмы Carl Zeiss.
5) -- "Универсалка" -- жаргонное название "универсальной складной фотокамеры". В отличие от клап-камер, у данного вида фотокамер присутствует откидная доска; мех, как правило, двойного или тройного растяжения, пирамидальный; затвор -- центральный (апертурный). Примеры: "Фотокор-1", АРФО.


ЗЫ. Замечательная статья. Наука для любителей холивара на тему что лучше пленка или цифра :)) или что лучше СФ или 135ка :))

Источник

ЗЗЫ. Спасибо amirko увидел у него в ЖЖ ссылку и утащил к себе :)

Комментарии

( 5 комментариев — Оставить комментарий )
sinych
13 янв, 2011 18:08 (UTC)
Спасибо, интересная статья, и сравнение с цифрой...
Особо порадовало "Мы стараемся поставить советского фоторепортера в лучшие условия работы, чем условия работы буржуазного фоторепортера..." :)
vosaul
13 янв, 2011 19:21 (UTC)
Забавно, дуже нагадує сьгоднішні спори "прльоночників" і "цифровиків" :)))
zarajsky
13 янв, 2011 19:25 (UTC)
То я вкінці так і написав :))))
gosteva_da
13 янв, 2011 19:55 (UTC)
Ага, я тож это заметила!) Спасибо, интересная статья
live13
13 янв, 2011 19:35 (UTC)
Все логично. В переводе на современный:
Пользуйтесь Mamiya и Hasselblad и будет вам счастье. А цифровые 35 мм лучше не используйте. Они вам такого диапазона цветов и детализации картинки не дадут.
С удовольствием последовал бы совету.
( 5 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Ноябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  





Интернет
На этом сайте


Зарегистрироваться в Payoneer (пайонер) по реферальной ссылке








магазин фотоаксессуаров infoto.com.ua


Flag Counter



Александр Зарайский

Харьков Форум
Разработано LiveJournal.com