Предыдущий пост | Следующий пост

А все потому что #зрадазрадище у нас и никакой перемогы! :)))
Ну а теперь давайте серьезно, без шуток и излишней патетики разберем этот вопрос.
А для разбора возьмем какой-то промежуток времени (например 2 последних года) и посмотрим на динамику цен и курса.
- Январь 2014 года
Курс доллара – 8,2 грн.
Цена бензина А-95 – 11 грн. (или 1,34$) за литр
Нефть – 107$ за баррель.
- Январь 2016 года
Курс доллара – 26 грн.
Цена бензина А-95 – 20 грн. (или 0,77$) за литр (!!!)
Нефть – 31 $
Считаем во сколько что вырос или «усохло»:
Курс – рост 3,2 раза
Цена на бензин в грн – рост 1,8 раза
Цена на бензин в $ - 0,6 (уменьшилась на 40% или по другому подешевел в 1,7 раза)
Нефть – 0,3 (просела на 70% или подешевела в 3,4 раза)
Теперь нюансы касаемо бензина:
1) В Украине много бензина импортного купленного чисто за валюту.
2) У нас на ГСМ государством установлен акцизный сбор и установлен он не в гривне, а в евро.
3) В окончательной цене бензина примерно 70-80% составляет стоимость сырья + акцизный сбор.
4) Акциз в 2014 году был 198, а в 2015 году 202 евро за 1 тону, таким образом, в январе 2014 года за 1 кг бензина уплачивалось 2,2 грн акциза, а в 2015 году за тот же 1 кг уже 5,5 грн.
Думаю выводы из этого вполне очевидны.
Вывод первый.
Удешевление нефти в 3,4 раза «съел»/погасил/нивелировал курс доллара который у нас вырос в 3,2 раза.
Вывод второй.
Если считать в долларе по курсу то за 2 года бензин подешевел в 1,7 раза что в принципе отражает тенденцию падения цены на нефть.
Вывод третий.
Рост цены бензина в 1,8 раза при том что, в условия падения цены нефти и роста курса, она должна была оставаться неизменной вызвано двумя факторами:
1) ростом акцизов больше чем в 2 раза в пересчете на гривну
2) ЖАДНОСТЬЮ ОПЕРАТОРОВ РЫНКА которые не захотели отказаться от лишних доходов.
Соотношение этих двух причин примерно 50 на 50 в цене 1 литра ГСМ.
Что объективно должно произойти дальше.
1.
Сейчас в переработке нефть которая покупалась дороже чем сегодняшние 30 долларов и отставание составляет примерно от 1 до 3 месяцев.
2.
Правительство с января 2016 года снизило акцизы на ГСМ на 30 евро (примерно на 15%) за тонну, что тоже должно поддержать удешевление бензина.
ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Таким образом, учитывая эти два фактора в ближайшие 1-2 меся, исходя из объективных причин, бензин ДОЛЖЕН подешеветь минимум на 10% максимум до 15-20%.
Однако это будет возможно только при условии, что курс гривны удержится в сегодняшних пределах.
Если же он вырастет на те же 10-20% (например до 30 грн за дол.) цена бензина в гривне ДОЛЖНА остаться неизменной.
Вместе с тем, если курс удержится, а цена бензина не уменьшится или если с ростом курса цена тоже вырастет можно и нужно будет говорить о картельном сговоре производителей и операторов ГСМ и полной поддержкой этого сговора со стороны правительства и Антимонопольного комитета.
ЗЫ. Безусловно есть много других факторов влияющих на цену.
Например рост стоимости электроэнергии, трудовых ресурсов, перевозок и т.п.
Однако, в структуре себестоимости ГСМ они занимают не такую значительную часть что бы оказывать существенное влияние на рост цены.
Лично я все остальные факты роста совокупно я оцениваю как 10% в цене ГСМ и именно поэтому так осторожна прогнозирую возможное удешевление – минимум 10%.
Хотя объективно оно должно было бы составлять минимум 15%
ЗЗЫ. Да, если в ближайшие 1-2 месяца, при неизменном курсе (или росте цены при росте курса), цена на бензин не снизится хотя бы на 10% я бы на месте автовладельцев и перевозчиков выехал бы к Верховной Раде, Администрации Президента и Кабинету Министров и очень КОНКРЕТНО «погудел» бы.
Записи из этого журнала по тегу «экономика»
-
Вопрос донбасского угля и электростанций в Украине раздут на пустом месте?
Я тут слегка подзаколебался слушать о киловаттах на крови, донецком угле и ущербе экономики Украины. Ну и полез искать статистику насколько…
-
ПриватБанк – чего стоит опасаться после национализации…
Ну что продолжаю культпросвет насчет банковской деятельности и теперь уже перейду к Приватбанку. Но, прежде чем перейти к Приватбанку, я хочу…
-
О банковской системе и банковской тайне.
Учитывая, что после национализации Приватбанка в сети поднялась паника «Ой, все пропало! Теперь наши данные попадут в руки контролеров!!!», хочу…
-
Шокирующая комуналка и субсидии в Украине
Я тут ленту на ФБ и ВК полистал, и шо я таки вам скажу, с коммуналкой в Украине творится полный армагедец! Народ получил квитанции с сумами…
-
Рост зарплат? Его не будет...
Братиё и сестры, ну вот объясните мне, старому больному маразматику, с какого бодуна вы решили, что после увеличения минимальной заработной платы…
-
Минимальная зарплата 3200 грн и "все пропало".
Други, а что за истерика по поводу минималки в 3200? Кто на сегодня вывел зарплату своих сотрудников из тени тем без разницы т.к. они в…
-
Неэкономные «экономные» счетчики для воды
Все 13 лет после покупки квартиры, жена и ее родня донимали меня по поводу установки счетчиков холодной и горячей воды. И все эти 13 лет я…
-
Почему никто из пенсионеров не заработал свою пенсию.
Очень часто слышу эту фразу «Ах бедные пенсионеры! Они всю жизнь работали, заработали себе пенсию, а теперь им платят нищенские…
-
Про тарифи і субсидії.
Ось тут люто плюсую і готовий підписатися під кожним словом. Більшість з тих хто дійсно не має доходів має змогу оформити субсидію. Едине питання,…
Комментарии
А в ситуации монополии ее хозяева предпочтут увеличивать свою маржу, а не снижать цены на продукт. Зачем? И так все хорошо.
Именно поэтому государство в этой сфере должно и выступает регулятором отношений человек-монополия.
Я могу только предполагать исходя из конечной цифры на ценнике.
Например точно понятно что в цене 19-20 грн за литр примерно 5-6 грн это акциз.
Таким образом реализационная стоимость бензина без него 14 грн.
И дальше по нисходящей с учетом маржи заправок и здравой рентабельности.
Мне кажется что доля нефти в структуре цены реализации около 40-50% но я могу очень сильно ошибаться причем в обе стороны.
Например форбс писал "Зато более 70% в структуре цены бензина в США занимает стоимость покупной нефти, большинство которой покупается на мировом рынке, и в цену которой входят… всевозможные налоги на добычу и экспорт нефти, взимаемые в странах-производителях (грубо говоря, те же самые наши НДПИ и экспортные пошлины)"
Что имел ввиду форбс сказать трудно.
Например непонятно учитывается ли здесь транспортировка.
Я писал это еще в четверг.
"Однако это будет возможно только при условии, что курс гривны удержится в сегодняшних пределах.
Если же он вырастет на те же 10-20% (например до 30 грн за дол.) цена бензина в гривне ДОЛЖНА остаться неизменной."
Отличная статья.
Цифры вполне объективные.
Но тут надо бы еще прогнозы делать на пару месяцев.
Несмотря на то, что всё в статье правильно, мой прогноз - доллар сильно не вырастет. Но бензин не подешевеет.
Интересно бы вспомнить об этом прогнозе через 3-4 месяца:)
Когда-то я работала на заправке. Если что-то происходило резко- повышение-понижение цены и тэдэ, я знаю, что эти самые операторы созванивались и согласовывали действия. Рынок монополизирован, и сговор очень даже имеет место быть.
АМКУ как рычаг государства, думаю, должен был влиять, но- увы(