?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



А все потому что #зрадазрадище у нас и никакой перемогы! :)))
Ну а теперь давайте серьезно, без шуток и излишней патетики разберем этот вопрос.

А для разбора возьмем какой-то промежуток времени (например 2 последних года) и посмотрим на динамику цен и курса.
- Январь 2014 года
Курс доллара – 8,2 грн.
Цена бензина А-95 – 11 грн. (или 1,34$) за литр
Нефть – 107$ за баррель.

- Январь 2016 года
Курс доллара – 26 грн.
Цена бензина А-95 – 20 грн. (или 0,77$) за литр (!!!)
Нефть – 31 $

Считаем во сколько что вырос или «усохло»:
Курс – рост 3,2 раза
Цена на бензин в грн – рост 1,8 раза
Цена на бензин в $ - 0,6 (уменьшилась на 40% или по другому подешевел в 1,7 раза)
Нефть – 0,3 (просела на 70% или подешевела в 3,4 раза)

Теперь нюансы касаемо бензина:
1) В Украине много бензина импортного купленного чисто за валюту.
2) У нас на ГСМ государством установлен акцизный сбор и установлен он не в гривне, а в евро.
3) В окончательной цене бензина примерно 70-80% составляет стоимость сырья + акцизный сбор.
4) Акциз в 2014 году был 198, а в 2015 году 202 евро за 1 тону, таким образом, в январе 2014 года за 1 кг бензина уплачивалось 2,2 грн акциза, а в 2015 году за тот же 1 кг уже 5,5 грн.

Думаю выводы из этого вполне очевидны.

Вывод первый.
Удешевление нефти в 3,4 раза «съел»/погасил/нивелировал курс доллара который у нас вырос в 3,2 раза.

Вывод второй.
Если считать в долларе по курсу то за 2 года бензин подешевел в 1,7 раза что в принципе отражает тенденцию падения цены на нефть.

Вывод третий.
Рост цены бензина в 1,8 раза при том что, в условия падения цены нефти и роста курса, она должна была оставаться неизменной вызвано двумя факторами:
1) ростом акцизов больше чем в 2 раза в пересчете на гривну
2) ЖАДНОСТЬЮ ОПЕРАТОРОВ РЫНКА которые не захотели отказаться от лишних доходов.

Соотношение этих двух причин примерно 50 на 50 в цене 1 литра ГСМ.

Что объективно должно произойти дальше.
1.
Сейчас в переработке нефть которая покупалась дороже чем сегодняшние 30 долларов и отставание составляет примерно от 1 до 3 месяцев.

2.
Правительство с января 2016 года снизило акцизы на ГСМ на 30 евро (примерно на 15%) за тонну, что тоже должно поддержать удешевление бензина.

ПОДВОДИМ ИТОГИ.
Таким образом, учитывая эти два фактора в ближайшие 1-2 меся, исходя из объективных причин, бензин ДОЛЖЕН подешеветь минимум на 10% максимум до 15-20%.
Однако это будет возможно только при условии, что курс гривны удержится в сегодняшних пределах.

Если же он вырастет на те же 10-20% (например до 30 грн за дол.) цена бензина в гривне ДОЛЖНА остаться неизменной.

Вместе с тем, если курс удержится, а цена бензина не уменьшится или если с ростом курса цена тоже вырастет можно и нужно будет говорить о картельном сговоре производителей и операторов ГСМ и полной поддержкой этого сговора со стороны правительства и Антимонопольного комитета.

ЗЫ. Безусловно есть много других факторов влияющих на цену.
Например рост стоимости электроэнергии, трудовых ресурсов, перевозок и т.п.
Однако, в структуре себестоимости ГСМ они занимают не такую значительную часть что бы оказывать существенное влияние на рост цены.
Лично я все остальные факты роста совокупно я оцениваю как 10% в цене ГСМ и именно поэтому так осторожна прогнозирую возможное удешевление – минимум 10%.
Хотя объективно оно должно было бы составлять минимум 15%

ЗЗЫ. Да, если в ближайшие 1-2 месяца, при неизменном курсе (или росте цены при росте курса), цена на бензин не снизится хотя бы на 10% я бы на месте автовладельцев и перевозчиков выехал бы к Верховной Раде, Администрации Президента и Кабинету Министров и очень КОНКРЕТНО «погудел» бы.

Метки:

Записи из этого журнала по тегу «экономика»

Комментарии

( 16 комментариев — Оставить комментарий )
evening_cowboy
25 янв, 2016 06:18 (UTC)
Доброе утро, нескучного понедельника))
cantanapoli
25 янв, 2016 07:01 (UTC)
Я практически не сомневаюсь что какой-то вариант монополии на этом рынке есть. Ровно также, как на всех остальных прибыльных рынках в ситуации коррупции - ну например, http://cantanapoli.livejournal.com/148526.html

А в ситуации монополии ее хозяева предпочтут увеличивать свою маржу, а не снижать цены на продукт. Зачем? И так все хорошо.
zarajsky
25 янв, 2016 07:30 (UTC)
Безусловно да.
Именно поэтому государство в этой сфере должно и выступает регулятором отношений человек-монополия.
netvalerka
25 янв, 2016 08:09 (UTC)
ну для полноты картинки по анализу, посмотреть бы на структуру себестоимости бенза. интересно какая связь стоимости нефти и себестоимости бензина.
zarajsky
25 янв, 2016 08:27 (UTC)
Самому интересно точные цифры увидеть.
Я могу только предполагать исходя из конечной цифры на ценнике.
Например точно понятно что в цене 19-20 грн за литр примерно 5-6 грн это акциз.
Таким образом реализационная стоимость бензина без него 14 грн.

И дальше по нисходящей с учетом маржи заправок и здравой рентабельности.
Мне кажется что доля нефти в структуре цены реализации около 40-50% но я могу очень сильно ошибаться причем в обе стороны.

Например форбс писал "Зато более 70% в структуре цены бензина в США занимает стоимость покупной нефти, большинство которой покупается на мировом рынке, и в цену которой входят… всевозможные налоги на добычу и экспорт нефти, взимаемые в странах-производителях (грубо говоря, те же самые наши НДПИ и экспортные пошлины)"

Что имел ввиду форбс сказать трудно.
Например непонятно учитывается ли здесь транспортировка.
vigourik
25 янв, 2016 08:43 (UTC)
Потому, что при дешевой нефти развитые страны еще больше развиваются, а неразвитые набивают карманы своих воров.
akirich_pcroom
25 янв, 2016 09:13 (UTC)
Вчера де-факто курс на покупке был 30.
zarajsky
25 янв, 2016 09:22 (UTC)
Ну пересчитай на него.
Я писал это еще в четверг.
akirich_pcroom
25 янв, 2016 09:59 (UTC)
Я к этому:

"Однако это будет возможно только при условии, что курс гривны удержится в сегодняшних пределах.

Если же он вырастет на те же 10-20% (например до 30 грн за дол.) цена бензина в гривне ДОЛЖНА остаться неизменной."
zarajsky
25 янв, 2016 10:13 (UTC)
Ааааа.... понял. Тогда да.
samrustor
25 янв, 2016 09:19 (UTC)
Свою колонию амеры поддерживают для войны как могут, гонят ворованную в Сирии и Ираке игилом через турцию нефть.
(Удалённый комментарий)
yachtweek
25 янв, 2016 15:28 (UTC)
У нас тоже.
pvn123
26 янв, 2016 09:28 (UTC)
Спасибо.
Отличная статья.
Цифры вполне объективные.
Но тут надо бы еще прогнозы делать на пару месяцев.

Несмотря на то, что всё в статье правильно, мой прогноз - доллар сильно не вырастет. Но бензин не подешевеет.
Интересно бы вспомнить об этом прогнозе через 3-4 месяца:)
yakos_bude
27 янв, 2016 11:36 (UTC)
Расчеты вроде бы и правильные, НО: вот эта ЖАДНОСТЬ операторов рынка- увы, определяющий фактор.
Когда-то я работала на заправке. Если что-то происходило резко- повышение-понижение цены и тэдэ, я знаю, что эти самые операторы созванивались и согласовывали действия. Рынок монополизирован, и сговор очень даже имеет место быть.
АМКУ как рычаг государства, думаю, должен был влиять, но- увы(
( 16 комментариев — Оставить комментарий )